МКОУ «Лицей п.Медногорский»
п.Медногорский
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Первый класс — это адаптация к новым условиям не только для ребёнка, но и для его родителей. И если ребёнок может воспринимать происходящее как игру, то взрослые понимают, что школа — это ответственность.

    1. Признак физической, телесной готовности к школе — начало смены зубов. Вся школьная нагрузка: интеллектуальная, эмоциональная, физическая — ляжет на маленькое тело ребёнка. Если у первоклашек зубы ещё не начали меняться, стоит начать усиленно укреплять тело. Тем, во что верите: витаминами, сбалансированным питанием, зарядкой, режимом. Первая неделя школы — новая нагрузка — иммунитет часто не справляется.

    2. Психолог, проводящий собеседование перед школой, задаёт ребёнку вопросы о мотивации.

    Мотивация бывает игровой — ребёнок идёт в школу играть. Играет он по своим правилам: если устал от игры, встаёт посреди урока и начинает бродить, говорить или есть. Такой ребёнок берёт с собой в школу много игрушек. Мотивация может «дозреть», но в первое время важно терпение и творческий потенциал родителей, чтобы ребёнок не решил «выйти из игры».

    Социальная мотивация — ребёнок идёт в школу дружить. Он будет много болтать. Важно помочь ему построить отношения, такой ребёнок может отказываться учиться, говоря: «Со мной никто не дружит».

    Мотивация достижений — ребёнок идёт в школу за пятёрками. В первом классе оценок не ставят. Всегда учиться на отлично невозможно. Такой ребёнок может быть разным, но если мы не позволим не оправдывать наши ожидания, он превратится в перфекциониста и невротика.

    Учебная мотивация — ребёнок идёт учиться. Так тоже бывает. Это зрелая мотивация.

    3. Первые две недели ребёнок очень устаёт: новый режим, общее напряжение семьи, привыкание к новым отношениям, новая непривычная нагрузка. Пожалуйста, заботьтесь о том, чтобы он мог набегаться после школы или просто выспаться. Многие первоклашки становятся более эмоциональными, агрессивными и слезливыми в первые школьные недели — это нормально.

    4. Доли мозга, которые отвечают за удержание ребёнка в одной позе, включаются в работу после семи лет. Дети не могут не бегать на переменах, не проявлять активность. Если учителям не хватает знаний, чтобы дать детям возможность разрядки, хотя бы не ругайте ребёнка за состояние «волчка» дома. Пусть после школы, если хотят, бегают, прыгают на батуте и прочее.

    5. Только после семи лет дети могут ощущать себя частью системы, подчиняться её правилам. При этом многие дети не реагируют, пока к ним лично не обратятся: «Машенька, открой тетрадь». Дома важно играть в школу, показывать с игрушками возможные ситуации.

    6. Если ребёнок единственный в семье или не был в садике, он не привык к шуму, постоянному присутствию других рядом, прикосновениям. После школы он может быть как чрезмерно активным, так и очень вялым. Он может сильнее уставать и жаловаться на то, что его обижают (прикосновения других он может расценивать как агрессию). С таким ребёнком почаще нужно играть в контактные игры.

    7. Если учительница отличается по психотипу, эмоциональным реакциям, телосложению, громкости голоса от мамы и близких женщин, ребёнок может её бояться. Ребёнку важно говорить, что учительница говорит громко не потому, что сердится, а потому что хочет, чтобы её все услышали. Дома важно играть в шумелки.

    8. Чтобы детям облегчить адаптацию, лучше в первые недели сентября устраивать встречи одноклассников в игровых центрах, на пикниках, приглашать в гости. Чем быстрее они познакомятся, тем быстрее начнут сосредотачиваться на учёбе.

    9. Каждый понедельник ребёнка может быть сложнее «оторвать от себя». Это касается и детей, которые адаптируются к садику. После близости с родителями в выходные сложно идти в чужую среду.

    В утро понедельника замедляем темп, расстаёмся, обнимаясь, с собой ребёнку даём частичку себя: браслет, значок, кулон

    10. В школе делаем коллаж из фотографий детей, обрисовываем всем классом ладошки, вырезаем их или просто развешиваем по стенам. Когда ребёнок приходит в класс и видит себя, он сразу чувствует, что у него есть место и он «свой».

    11. Мы должны быть уверены, что ребёнок знает, где школьный туалет, что он умеет им пользоваться, знает, как попроситься. Много школьных неврозов связано с туалетными сложностями. Если ребёнок тратит силы на то, чтобы что-то удержать, ему не до приёма новой информации.

    12. Пожалуйста, предупреждайте учителей о том, какие продукты не ест ребёнок. Давайте с собой воду, фрукты, помытую морковку и прочее.

    13. Чем сильнее отвлекается ребёнок, тем ближе к учителю он должен сидеть, чтобы была возможность прямого контакта глаз.

    14. Первые школьные недели вся семья задает вопрос: «Ну как?» В присутствии ребёнка говорите о школе и учителях либо хорошо, либо ничего. Если есть ситуация, в которой ребёнку небезопасно, он должен знать, что в мире вы за него всем открутите голову, но дома он свою воспитательную дозу получит.

    15. Пожалуйста, будьте внимательны к изменениям в поведении ребёнка. К сожалению, не все учителя адекватны. Психологическую травму получает в большей степени тот ребёнок, который наблюдает, как учитель кричит на его одноклассника или унижает его. Слушайте, что ребёнок рассказывает, во что играет.

    16. Родителей первоклашек ждёт ещё одно испытание — перефокусировка авторитетности. Раньше ребёнок слушался и воспринимал информацию от папы и мамы, сейчас в речи ребёнка появятся фразы: «А Марья Ивановна сказала по-другому. Ты неправ!»

    17. В первом классе не должны задавать домашнее задание, но если оно всё же есть, с каждым днём сокращаем своё присутствие в выполнении уроков.

    18. Есть книги, которые можно тайком подарить учителям: «Как говорить, чтобы дети учились», «Как говорить, чтобы дети слушали»; «Как преодолеть трудности в обучении детей»; «Воспитание без наказания»; «Общаться с ребёнком. Как?»

    19. Чтобы «сделать прививку» от обид для очень чувствительных, обидчивых детей, особенно если из фамилии легко сделать дразнилку, дома придумываем вместе разные прозвища, которые можно сделать из фамилии.

    20. Для детей-негативистов, которые привыкли фиксировать внимание только на плохом, после школы задаём вопрос: «Что было хорошего?» Если ребёнку сложно, начните говорить первым. Вечером можно поиграть в игру, что было за день плохого (сложного) и что было за день хорошего.

    21. Желательно в конце первой недели учёбы в школе устроить домашний праздник.

    22. Для профилактики болезней, усталости, сопротивления один раз в три недели можно с разрешения учителя прогулять школу, чтобы ребёнок мог сбавить/сменить темп.

    23. Желательно первые три недели учебного года не нагружать ребёнка дополнительными новыми кружками и секциями.

    24. Что бы ни происходило накануне в семье, с какой бы ноги ни встала вся семья, ребёнка важно проводить в школу в хорошем настроении. Чем больше тепла мы ему дадим, тем легче ему будет осваивать новые миры.

    25. Несколько лет подряд я писала сыну в школу письма (маленьким детям их можно рисовать). На конверте было написано «Вскрыть после второго урока». В письме — пара тёплых слов, это наша возможность сказать: «Я с тобой».

    Памятка родителям будущих первоклассников

    1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

    2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

    3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право.

    4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

    5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапеовладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году

    6 .Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения

    7 .Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

    8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

    9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

    Десять советов родителям будущего первоклассника

    1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для ребенка. Попробуйте учесть все факторы, которые будут влиять на процесс обучения.

    2. Заранее познакомьтесь со школой, педагогическим коллективом, условиями обучения.

    3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая у него будет нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные   дополнительные занятия).

    4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени уйдет на дорогу в школу. Добавьте ещё час на утренние процедуры и завтрак.

    5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка. Подумайте, насколько она сможет учесть его особенности.

    6. Уточните, в какое время будут заканчиваться все занятия ребенка в школе. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).

    7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

    8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

    9. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

    10. Помните, что адаптация к школе - непростой процесс, и происходит он совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

    Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте. http://standart.edu.ru/.

    Список рекомендованных принадлежностей для первоклассника

    • Ранец (портфель).
    • Школьная форма  + спортивная
    • Сменная обувь со светлой подошвой 
    • Сумка для сменной обуви.

    Список канцелярских товаров для первоклассника:

    • дневник однотонный  – 1 шт.;
    • папка для тетрадей  – 1 шт.;
    • тетради в  мелкую клетку – 10 шт.;
    • тетради в косую линию – 10 шт.;
    • плотные обложки для тетрадей – 20 шт. (все обложки тетрадей однотонные)
    • плотные обложки для учебников;
    • подставка для книг – 1 шт.;
    • закладки для книг;
    • пенал – 1 шт.;
    • ручки с синей, зелёной и красной пастой;
    • простые карандаши;
    • ластик – 1 шт.;
    • линейка 20 см – 1 шт.;
    • папка с файлами – 2 шт.;
    • набор счетных палочек;
    • веера с цифрами и буквами.

    Принадлежности для урока изобразительного искусства:

    • папка  для урока изобразительного искусства;
    • бумага для акварели формата  А4- 40 листов
    • цветные карандаши (10-12 цветов) – 1 упаковка;
    • акварельные краски (12 цветов.) – 1 шт.
    • палитра – 1 шт.;
    • баночка-непроливайка для  воды – 1 шт.;
    • набор кистей для рисования (из 2-4 штук разного размера) – 1 набор;
    • влажные и сухие салфетки;
    • клеенка на парту, фартук,  нарукавники  (для уроков ИЗО и труда)

    Принадлежности для урока технологии (труд):

    • папка для труда – 1 шт.;
    • цветная бумага (двусторонняя) – 2 набора;
    • цветной картон – 2 набора;
    • белый картон – 1 упаковка;
    • клей ПВА – 1 шт.;
    • клей-карандаш – 1 шт.;
    • пластилин цветной – 1 упаковка;
    • дощечка для лепки – 1 шт.;
    • ножницы с закругленными концами – 1 шт.:
    • природный материал (шишки, желуди, засушенные цветки (мелкие), ракушки (мелкие).

    Список  вещей для первоклассника к уроку физкультуры

    • белая футболка без рисунка – 1-2 шт.;
    • спортивные тёмные шорты – 1 шт.;
    • кеды или кроссовки – 1 шт.;
    • спортивный костюм для улицы;
    • головной убор.

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

    Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

    Общий кругозор

    7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

    • свое имя, фамилию и отчество;
    • свой возраст и дату рождения;
    • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
    • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
    • свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
    • страну, в которой живет, и ее столицу;
    • основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
    • основные цвета и их оттенки;
    • части тела человека;
    • предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
    • профессии, виды спорта;
    • виды наземного, водного, воздушного транспорта;
    • известные русские народные сказки;
    • великих русских поэтов и писателей (Барто А. Л., Маршак С. Я., Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

    Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

    Математика, счет

    Умение считать до ста не является обязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к началу школьного обучения:

    • знать цифры от 0 до 9;
    • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
    • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним (соседи числа);
    • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
    • уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
    • уметь сравнить количество предметов в двух группах;
    • решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
    • знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
    • уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
    • ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

    Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Тебя я дал 6 конфет, з – ты съел, сколько осталось? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе печатные цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

    Моторика, подготовка руки к письму

    Будущий первоклассник должен уметь:

    • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
    • складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
    • рисовать геометрические фигуры;
    • закрашивать карандашом и штриховать фигуры в разном направлении, не выходя за контуры;
    • проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
    • писать по образцу печатные буквы;
    • аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру не только прямоугольники и квадраты, но круги, овалы);
    • лепить из пластилина и глины;
    • клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

    Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо, что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество. Используйте любое подручное средство дома и любое свободное время, даже период приготовления ужина на кухне. Смешайте в тарелочке фасоль и горох, попросите ребенка разобрать. Спрашивайте, чем отличается фасоль от гороха? Какого она цвета? Какая по форме?

    Развитие речи

    • Последовательно излагает свои мысли, умеет составлять рассказ по картинке;
    • Использует в своей речи не только существительные и глаголы, но и достаточно прилагательных, есть местоимения, числительные и т.д.;
    • Правильно строит предложение, слова ставит по порядку, согласовывая между собой;
    • Проговаривает верно все звуки, отсутствуют логопедические проблемы;
    • Различает звуки в слове.

    В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту, умение задавать вопросы по существу. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги и выделяйте звуки.

    Окружающий мир

    Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:

    • различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
    • знать диких и домашних животных;
    • называть несколько (2-3) зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, синица, ласточка, голубь, ворона и т.д.);
    • знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
    • знать названия 2-3 комнатных растений;
    • знать названия овощей, фруктов, ягод;
    • иметь представление о различных природных явлениях;
    • называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), уметь назвать весенние месяцы, зимние, летние и осенние. Рассказывать стишки и уметь загадать загадки о временах года.

    Все перечисленные навыки ребенок получает от ежедневного общения с самыми близкими в его жизни людьми, его родителями, бабушками и дедушками. Бывают случаи, когда ребенок с трудом запоминает дни недели, последовательность времен года, в таких случаях используйте стишки и рифмы в красивой детской книжке. Конечно этот материал можно найти и в интернете, но ребенок не получит эмоционального удовольствия от общения с новой иллюстрированной детской книжки. Покупая малышу книжку просмотрите иллюстрации – они должны быть добрыми и понятными; шрифт – он он должен быть легко читаем. Совсем скоро ребенок сам научится читать и перечитает книжки прочитанные вами, с большим удовольствием.

    Что еще должен уметь будущий первоклассник?

    Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

    Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

    1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
    2. Действовать по образцу.
    3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
    4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
    5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью (раскрашивать, рисовать, собирать пазлы, лепить и т.п.) 20-30 минут.
    6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
    7. Сохранять правильную осанку, сидя за столом в течение 15 - 20 минут (ноги на полу, спинка прямая, локти на столе).
    8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
    9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
    10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
    11. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать.
    12. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
    13. Самостоятельно одевать верхнюю и спортивную одежду с частичной помощью со стороны взрослых (завязать шарф, помочь застегнуть молнию или первую пуговицу на рубашке и т.п.)
    14. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
    15. Ориентироваться во времени.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:

     - мотивационная готовность (желание учиться);

    -эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением); -интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами).

    Мотивационная готовность подразумевает:

    • развитие познавательной мотивации, непосредственно связанной с учебой; потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;
    • развитие социальной мотивации: потребности в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне;
    • способность адекватно оценивать себя.

    Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие:

    • умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия;
    • умения ориентироваться на заданную систему требований;
    •  умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
    • умения самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.

      Интеллектуальная готовность:

    У ребенка должно быть представление об окружающем мире, умение ориентироваться в нем. Не забудем про определенный запас знаний, развитие мыслительных и психических процессов. Как говорится в учебниках по возрастной психологии, дошкольнику доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но нужно иметь в виду, что это всего лишь ребенок, собирающийся выйти из дошкольного возраста. Логические формы мышления еще только формируются, равно как и становление различных видов памяти. Интеллектуальная готовность предполагает также, что у малыша сформированы определенные умения. Он может услышать, выделить задачу, которую ставит перед ним взрослый и заниматься ей.

    Важна общая личностная готовность ребенка к школе, востребованная в начальной школе, а не специальная, связанная с областями знаний. Важную роль следует отводить ведущей деятельности дошкольника – игровой. Игровая мотивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.

     Наиболее успешными в школе оказываются дети со следующими характеристиками личностной сферы: жизнерадостные, активные, любознательные, способные фантазировать, сочувствовать, сопереживать, действовать сообща. Все способности ребенка тесно переплетены между собой. Важно совместными усилиями (педагоги – психологи – родители) найти основную причину, которая вызывает или может вызвать у ребенка трудности и выработать вместе с семьей конкретные пути решения проблемы.

    Итак, уважаемые родители, к концу дошкольного возраста должны быть развиты физические, интеллектуальные и личностные качества личности ребенка. Физические качества– качества, характеризующие физическое развитие (сила, выносливость, гибкость, ловкость), а также антропо- и физиометрические показатели. Интеллектуальные качества – это качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы (формирование высших психических функций, накопление социального опыта). Личностные качества – это качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально-нравственное развитие. Данная разбивка качеств условна, поскольку качество задается как системное образование. Для возникновения каждого требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное). Развитие выпускника детского сада в физическом, интеллектуальном и личностном плане будет способствовать самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных его возрасту.

    Вот портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОСАМ:

    Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности. Соблюдает элементарные правила ЗОЖ.

    Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.

    Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

    Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

    Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

    Таким образом, в портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    К сожалению, нередко родители понимают под готовностью к школьному обучению только умения ребенка читать, писать, считать - то есть то, чему его должны учить именно в школе. Однако раннее овладение учебными умениями, определенная сумма знаний не гарантируют вашему ребенку успешной школьной жизни.

    Существует ряд факторов, определяющих готовность ребенка к школьному обучению.Готовность ребенка к обучению в школе зависит от того, насколько он развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние его здоровья. Комплекс всех этих факторов определяет уровень такого развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут впоследствии к нарушению его здоровья. У детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, приводящие нередко к неуспеваемости.

    Таким образом, следует говорить о целом комплексе готовностей ребенка к обучению в школе:

    1. Психологическая готовность проявляется в том, что школа привлекает ребенка не столько внешней стороной (желание иметь портфель, тетради и т.п.), но и возможностью получить новые знания. При этом ребенок владеет необходимыми средствами познавательной деятельности: у него развиты речь, память, мышление, воображение, пространственные представления и пр.

    2. Интеллектуальная (умственная, когнитивная) готовность означает наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интереса к ним; понимание связи между явлениями и пр.

    3. Социально-личностная готовность проявляется в умении и потребности ребенка общаться со взрослыми, сверстниками; в умении войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы, в способности принимать роль ученика, умении слушать и выполнять инструкции учителя, навыках коммуникативной инициативы. Кроме того, ребенок умеет преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе.

    4. Физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

    В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

    • нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
    • желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
    • управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
    • владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
    • проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
    • отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
    • отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
    • умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    Зачисление в первый класс

    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике